варьирование

  • 121Таджикская музыка —         Истоки тадж. муз. культуры уходят в глубь веков. Об этом свидетельствуют археологич. и лит. памятники, иск во вост. миниатюры, а также дошедшие до нас трактаты по музыке. Сохранились воспевающие мифич. героев гимны из лит. памятника… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 122Трактус —         тракт (лат. tractus, букв. волочение, протяжение), часть missa proprium (см. Месса), вводимая в нек рых случаях (напр., в реквиеме) в качестве скорбного, покаянного песнопения, обычно вместо радостной аллилуйя. Т. относится к древнейшему… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 123Трёхчастная форма —         тип композиционной структуры, со 2 й пол. 17 в. применяемый в европ. проф. музыке в качестве формы целой пьесы или её части. Т. ф. в спец. значении термина предполагает не только наличие трёх осн. разделов, но и ряд условий, касающихся… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 124Тьенто —         (испан. tiento, от tentar ощупывать, касаться, исследовать, искать; португ. tento) инстр. пьеса типа ричеркара, распространённая в Испании и Португалии в 16 17 вв. Ранние образцы Т. для виуэлы принадлежат Л. Милане ( Libro de mъsica de… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 125Узундара —         (букв. длинное ущелье) азерб. нар. сольный женский танец. Распространён также в Армении и Грузии. Муз. размер 6/8; темп умеренный. Для мелодики У. характерна насыщенность мелизматикой (трели, группетто и др.), плавность развёртывания.… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 126Уфар —         уфор, тадж. нар. танец (сольный или массовый). В старину его танцевали под аккомпанемент дутара. У. часто сопровождается пением или исполняется после песни. Встречается также в качестве третьего раздела особой вок. танц. формы: звучит… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 127Фактура —         (лат. factura изготовление, обработка, строение, от facio делаю, осуществляю, формирую; нем. Faktur, Satz склад, Satzweise, Schreibweise манера письма; франц. facture, structure, conformation устройство, сложение; англ. facture, texture,… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 128Финал —         (итал. finale, от лат. finis конец, заключение).         1) В инстр. музыке последняя часть циклич. произв. сонатно симфонического, сюитного, иногда также последний раздел вариационного цикла. При всём многообразии конкретного содержания… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 129Фроттола —         (итал. frottola народная песенка, выдумка, шутка, болтовня; от frotta толпа, гурьба) итал. светская песня нар. происхождения, популярная в кон. 15 нач. 16 вв. Название получила от соответствующей ей поэтической формы, родственной… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 130Хоральная обработка —         (нем. Choralbearbeitung, англ. choral arrangement, chorale setting, франц. composition sur choral, итал. elaborazione di un chorale, composizione su un corale) инстр., вок. или вок. инстр. произв., в к ром канонизированное песнопение… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 131Чакона —         (испан. chacona, итал. ciaccona, франц. chaconne) первоначально народный танец, известный в Испании с кон. 16 в.; имеются данные о его американском (мексиканском, индейском, мулатском) происхождении. Размер трёхдольный, темп живой;… …

    Музыкальная энциклопедия

  • 132Выводы1 —         Итак, вы познакомились с рядом рецептов овоще зерновых каш, которые отличаются от обычных лишь тем, что содержат не какое нибудь зерно одного вида, а либо включают наряду с основным зерном и некоторые другие виды круп, либо имеют наряду с …

    Большая энциклопедия кулинарного искусства

  • 133МЕТАЯЗЫК — язык описания, язык второго порядка , при помощи которого описываются языки объекты. Термин М. возник в математике и математической логике (см. МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЛОГИКА), где в качестве М. выступают формальные символы, связки, кванторы и операторы.… …

    Энциклопедия культурологии

  • 134идиолект — м. Совокупность формальных и стилистических особенностей, свойственных речи отдельного носителя языка; индивидуальное в отличие от территориального варьирование языка (в лингвистике). Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 …

    Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • 135морфемика — ж. 1. Раздел морфологии, изучающий строение, варьирование и значения морфем в системах словоизменения и словообразования. 2. Совокупность морфем в их формальном и семантическом варьировании как составная часть морфологии. Толковый словарь… …

    Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

  • 136Гейне — Генрих (Heinrich Heine, 1797 1856) знаменитый немецкий поэт и публицист. Р. в семье обедневшего еврейского купца в Дюссельдорфе. Первоначальное воспитание Г. получил в местном католическом лицее, где ему была привита любовь к пышности… …

    Литературная энциклопедия

  • 137Национальная литература — НАЦИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА. В буржуазном литературоведении и критике этим термином обычно пользовались для обозначения литературы национальных меньшинств, литературы угнетенных народов в отличие от литературы господствующей нации. Так, в довоенной… …

    Литературная энциклопедия

  • 138Символизм — СИМВОЛИЗМ. Как весьма широкая категория понятие «С.» применяется к искусству целых эпох. Так, в концепции Гегеля символистское искусство образует первую ступень в развитии художественного сознания, выражая стремление к идеалу, и соответствует… …

    Литературная энциклопедия

  • 139массовая литература — ценностный «низ» литературной иерархии, часто отвергаемый как псевдолитература. Нередко под массовой литературой понимают все художественные произведения какого либо культурно исторического периода или литературного направления, которые… …

    Литературная энциклопедия

  • 140эпос — (греч. ?pos – рассказ, повествование), один из трёх основных родов литературы наряду с лирикой и драмой; повествует о внешних по отношению к автору действиях людей и о смене событий в окружающем мире. Это означает, что эпос отличается от других… …

    Литературная энциклопедия